Об университете

Дагестанский государственный

университет народного хозяйства

 

Дагестанский государственный университет народного хозяйства - это образовательная организация высшего образования, для которой основными видами деятельности являются научная и образовательная деятельность на основе инновационных подходов, а также воспитание молодого поколения в духе дагестанских и российских традиций, приобщения к общечеловеческим ценностям.

Как инновационный вуз, ДГУНХ стремится к тому, чтобы образовательный процесс объективно основывался на постоянно обновляемых новых научных знаниях. В период с 2006-го по 2017 год в университете была проделана большая работа по созданию и развитию инновационной инфраструктуры. Были созданы новые инфраструктурные под­разделения ДГУНХ, внедряющие инновации в процесс обучения. Среди них: 50 учебных и научно-исследовательских лабораторий, Учебно-практический центр, Центр консалтинговых услуг, Центр компетенций проектного управления, проектный офис, бизнес-инкубатор, школа бизнес-проектирования, Центр информационных технологий, Центр довузовской подготовки, Центр социально-экономического мониторинга, стратегических исследований и инновационных разработок, Центр миротворчества и толерантности, Центр технологического предпринимательства, Центр по обучению программ Cisco (Академия Cisco),  Центр разработки и внедрения информационных технологий, Региональный образовательный центр по энергосбережению и энергоэффективности, Центр по геодезической и кадастровой деятельности «Азимут», Центр проектирования и сейсмобезопасности в строительстве, Центр качества и инноваций в образовании, проектный офис по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства и индивидуальных предпринимателей,  Научно-исследовательский институт прикладной радиофизики и телекоммуникационных систем, Научно-исследовательский институт региональных проблем информатизации, Научно-исследовательский институт управления, экономики, политологии и социологии, Научно-исследовательский институт развития газомоторной техники.

С 2011 года ДГУНХ перешел на обучение по новым Федеральным государственным образовательным стандартам высшего и среднего профессионального образования Минобрнауки РФ, разработаны все образовательные программы и учебно-методическая документация к ним.

С 2008 года обучение в ДГУНХ построено по принципу балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов, для чего все виды учебной деятельности студента по каждой дисциплине разбиты на 20 подвидов, которые оцениваются в баллах. Для учета успеваемости в АСУ учебным процессом, разработанной и внедренной ДГУНХ с 2006 года, предусмотрено создание электронного журнала для преподавателя, куда заносятся ежедневные итоги успеваемости и посещаемости студента и регулярно импортируются в базу данных. Все студенты и их родители имеют возможность авторизованного (с вводом логина и пароля) просмотра успеваемости студента через веб-сайт университета. Внедрение балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов позволило повысить посещаемость занятий студентами до 95 %. Успеваемость в университете составляет в среднем 80-95 %, количество отличников 10-15 % от общего числа обучающихся.

Для улучшения качества образовательного процесса с 2010 г. в университете внедрена рейтинговая система оценки профессорско - преподавательского состава (ППС) по результатам работы за семестр, которая разделена на 60 составляющих и, в большей части, основана на самооценке, параметры которой проверяет специальное структурное подразделение, а также включает оценку студентов, коллег по работе, заведующего кафедрой, декана факультета. По количеству набранных баллов в конце каждого семестра составляется рейтинг ППС, а полученные ими баллы переводятся в рубли и выплачиваются в виде стимулирующей части фонда оплаты труда. С введением этой системы рейтинговой оценки ППС в вузе резко увеличилась мотивация преподавателей к более качественному и результативному труду, что сказалось и на общих результатах работы университета в целом. Внедрение такой системы стимулирования явилось важным подспорьем в подготовительной работе по переходу с 2015 года на эффективный контракт.

В ДГУНХ созданы подразделения по работе с молодежью, по организации и поддержки студенческого самоуправления: Комитет по делам молодежи,  Молодежный центр, Совет студенческого самоуправления, Центр по культурной, воспитательной и патриотической работе, Центр волонтерства «Альнаир», Клуб доноров, летний студенческий образовательный лагерь, Центр социально-психологической помощи,  Центр миротворчества и толерантности, Центр по изучению иностранных языков, Центр по трудоустройству выпускников, Учебно-практический центр, Информационно-консультационный центр по оказанию правовой помощи, Центр технологического предпринимательства, Центр по обучению основам предпринимательства, Центр разработки и внедрения информационных технологий, Спортивный клуб, редколлегия газеты «Однокурсники», литературный клуб «Пегас», 50 учебных и научно-исследовательских лабораторий. Все они успешно работают и вовлекают молодежь в работу по интересам. Многие студенты, активно участвующие в общественной жизни и имеющие успехи в учебе и науке, достойно представляют нашу республику и свой университет на различных престижных российских и международных олимпиадах, форумах и конференциях, где регулярно занимают призовые места. В конце 2016 года введена в эксплуатацию новая площадка Молодежного центра ДГУНХ на 350 мест.

В ДГУНХ функционирует Спортивный клуб, на базе которого студенты тренируются по разным видам спорта. В распоряжении студентов ДГУНХ 10 современных оборудованных спортивных залов и стрелковый тир. Постоянно проводятся внутривузовские соревнования между студентами, а также сотрудниками ДГУНХ. Команды ДГУНХ по волейболу, футболу, баскетболу, спортивному туризму и скалолазанию, по стрельбе из пневматического пистолета и винтовки, единоборствам хорошо зарекомендовали себя в республике и за ее пределами. В ежегодной военно-спортивной игре «Ополченец» команда ДГУНХ регулярно занимает 1-2 места в СКФО.

Весь учебный процесс в университете с момента обращения абитуриента до выдачи выпускникам документа об образовании сопровождается автоматизированной системой управления (АСУ) учебным процессом «Спрут» собственной конфигурации, которая включает в себя модули: приемная комиссия, кадровая информация по ППС, кадровая информация по студентам, портфолио студента с прикреплением всех работ студента, составление расписания, сопровождение учебного процесса и учет успеваемости, балльно-рейтинговая система, тестирование, библиотека с возможностью ведения электронного каталога и приема-выдачи книг студентам и преподавателям, экспорт-импорт данных с ФИС ЕГЭ и приема, удаленный просмотр успеваемости с веб-сайта университета, печать документов об образовании и приложений к ним, а также интеграция с Федеральным реестром документов об образовании (ФРДО). Все письменные работы обучающихся сохраняются в электронно-информационной образовательной среде ДГУНХ.

Все три кампуса вуза (Д.Атаева 5, А.Акушинского 20, А.Акушинского 20а)  и корпуса в них (12 учебных корпусов и 4 здания общежитий) соединены в единую корпоративную сеть, доступ в которую имеется со всех структурных подразделений и учебных аудиторий (300 аудиторий, большинство из них  оснащено мультимедийной техникой). Также в ней развернута проводная и беспроводная сеть Интернет, а также цифровая система видеонаблюдения.

Учитывая сложившуюся обстановку в плане обеспечения безопасности, проход на территорию университета осуществляется через автоматизированную систему контроля доступа, включающую полноростовые антивандальные турникеты, персональные электронные смарт-карты для доступа, сервер учета входов и выходов студентов и сотрудников.

Кафедры активно внедряют в учебный процесс различные современные технологии обучения студентов: исследовательские задания на период производственной практики, задания творческого характера; лабораторные занятия и практикумы,  семинары-конференции, коллективный метод обучения, тренинги по методике игротехники, деловые игры, также используются специальные компьютерные обучающие программы, экономические тренажеры и симуляторы. Во всех аудиториях университета и компьютерных классах (53 компьютерных класса) установлена проекционная и мультимедийная аппаратура, подключенная к Интернету и внутрикорпоративной сети университета. На занятиях преподавателями активно используются интерактивные и мультимедийные технологии - учебные видеофильмы, презентации, электронные курсы, тренинги, игры,  которые способствуют более лучшему усвоению основных дидактических единиц дисциплины, так как обеспечивается наглядное представление материала из различных источников, задействующих различные органы чувств обучающегося. Текущий контроль усвоения лекционного материала проводится через систему рейтингового контроля, осуществляемую при проведении коллоквиумов, контрольных работ и тестирования, а также итоговых форм контроля (зачетов и экзаменов). В ДГУНХ при промежуточном и итоговом контроле знаний  используют подсистему тестирования внутривузовской АСУ «Спрут», где по каждой изучаемой дисциплине занесены большое количество вопросов, компьютер автоматически в случайном порядке отбирает установленное количество вопросов (30 для зачета и 50 для экзамена) и студент за отведенное ограниченное время самостоятельно тестируется, а компьютер выставляет ему оценку по 100-балльной и пятибалльной системе. Также используется инструментальная программная среда для создания автоматизированных обучающих контролирующих курсов, предметно-ориентированные информационные системы и т.д. Для реализации этого в ДГУНХ работают 53  компьютерных класса на 20 компьютеров каждый, Центр информационных технологий на 40 компьютеров. В каждом компьютерном классе есть мультимедийная проекционная техника, доступ к сети Интернет, установлено лицензионное программное обеспечение и студенты могут в свободное от учебы время самостоятельно работать, знакомиться с электронными образовательными и информационными ресурсами, посещать глобальную сеть, причем на сервере ДГУНХ установлены фильтры, запрещающие доступ к социальным сетям, азартному и развлекательному контенту, сайтам религиозной, экстремисткой и террористической направленности, а также ресурсам, содержащим аморальный контент. В читальном зале библиотеки установлены компьютеры с возможностью выхода в Интернет и работы с  электронно-библиотечными системами, к которым подключен университет и студентам предоставлен индивидуальный круглосуточный доступ.

В ДГУНХ созданы и функционируют 50 лабораторий: Лаборатория химии (ВО), Лаборатория химии (СПО), Лаборатория физики (ВО), Лаборатория физики (СПО), Лаборатория почвоведения, Лаборатория геодезии с основами картографии, Лаборатория автоматизированной обработки землеустроительной информации, Лаборатория землеустроительного проектирования и организации землеустроительных работ,  Лаборатория основ сельскохозяйственного производства, Лаборатория испытания строительных материалов и конструкций, Лаборатория информационно-коммуникационных систем, Лаборатория стандартизации, метрологии и сертификации, Лаборатория электротехники, электроники и схемотехники, Лаборатория сетей и систем передачи информации, Лаборатория технической защиты информации, Лаборатория компьютерных сетей, Лаборатория аппаратных средств вычислительной техники, Лаборатория программно-аппаратных средств обеспечения информационной безопасности, Лаборатория информационных технологий в профессиональной деятельности (СПО), Лаборатория обработки информации отраслевой направленности (СПО), Лаборатория по разработке приложений под операционную систему для мобильных устройств IOS, Лаборатория по разработке приложений под операционную систему для мобильных устройств Android, Лаборатория по экономико-математическому моделированию, Лаборатория разработки, внедрения и адаптации программного обеспечения отраслевой направленности, Лаборатория архитектуры вычислительных систем, Криминалистическая лаборатория, Учебный зал судебных заседаний, Лаборатория товароведения, Лаборатория оценки качества продуктов, Лаборатория технического оснащения торговых организаций и охраны труда, Лаборатория метрологии и стандартизации, Лаборатория микробиологии, санитарии и гигиены, Лаборатория сопротивления материалов, Лаборатория «Учебная бухгалтерия» (СПО), Лаборатория «Учебная бухгалтерия» (ВО), Лаборатория безопасности жизнедеятельности, Лаборатория инструментальных средств разработки, Лаборатория информационных технологий, Лаборатория испытания материалов и контроля качества сварных соединений, Лаборатория материаловедения и испытания материалов, Лаборатория системного и прикладного программирования, Лаборатория технических средств информатизации, Лаборатория технической механики, Лаборатория технологии разработки баз данных, Лаборатория управления проектной деятельностью, Лаборатория автоматизации технологических процессов, Лаборатория строительных материалов, Лаборатория экологии, Лаборатория электротехники и автоматизации производства, Юридическая клиника.

Профессорско-преподавательский состав ДГУНХ (706 человек, среди которых 69 докторов наук, профессоров, 363 кандидата наук, доцента, 3 иностранных профессора, 22 заслуженных и почетных работника различных сфер деятельности Российской Федерации и Республики Дагестан, общая остепененность ППС по программам ВО и СПО составляет 61,2 %, отдельно по программам ВО – 74,4 % ППС имеют ученые степени и звания) регулярно занимается учебно-методической деятельностью. С 2008 по 2017 годы профессорско-преподавательским составом ДГУНХ подготовлено и издано более 2000 учебников, учебных пособий, учебно-методических комплексов с полным курсом лекций и научных монографий. В ДГУНХ функционируют пять Учебно-методических комиссий: по направлениям подготовки «Экономика», «Менеджмент», «Торговое дело»; по направлениям подготовки: «Прикладная информатика», «Бизнес-информатика», «Информационная безопасность»; по направлению подготовки «Лингвистика»; по направлениям подготовки «Землеустройство и кадастры», «Строительство»; по направлению подготовки «Юриспруденция», которые на регулярной основе посещают занятия преподавателей, открытые лекции, и обсуждают учебно-методическую деятельность и методику проведения занятий преподавателей на своих заседаниях. Все учебно-методические издания ДГУНХ проходят экспертизу и заключение соответствующих учебно-методических комиссий.

Библиотека ДГУНХ ежегодно пополняется самыми новыми печатными изданиями по всем направлениям учебной деятельности и научных исследований университета, насчитывает свыше 650 тыс. экземпляров учебной и научной литературы. Помимо этого, ДГУНХ первым в Дагестане подключился к двум самым крупным электронно-библиотечным системам  России: «Книгафонд» и «Университетская библиотека ONLINE», насчитывающим около двухсот тысяч наименований учебной, научной литературы и периодических изданий, круглосуточный персональный доступ к которым имеется у каждого студента и сотрудника ДГУНХ.

ДГУНХ первым в Дагестане с 2008 года стал использовать систему «Антиплагиат-ВУЗ» для проверки всех выпускных квалификационных работ, научных статей, учебно-методических изданий, монографий, кандидатских и докторских диссертаций, написанных нашими студентами и преподавателями.

Все выпускные квалификационные работы обучающихся проходят проверку на антиплагиат и размещаются в электронно-библиотечной среде университета.

При ДГУНХ есть аспирантура,  ежегодно выпускаются два рецензируемых научных журнала, для талантливой молодежи и молодых ученых созданы все условия для получения качественного образования, знаний, профессиональной подготовки, занятия наукой. Во Всероссийском конкурсе по организации науки среди молодежи  ДГУНХ ежегодно оказывается в первой десятке. Ежегодно проводятся внутривузовские, межвузовские, всероссийские и международные научно - практические конференции профессорско-преподавательского состава ДГУНХ и студенческие научные конференции. Отдельно выпускается студенческий сборник научных статей. Руководство университета всячески поощряет студентов и преподавателей, занимающих призовые места в научных конкурсах и конференциях, выплачивает материальное вознаграждение за публикацию каждой статьи в журналах, входящих в перечень изданий, рекомендуемых ВАК РФ, входящих в базы данных Scopus и Web of Science, а также поощряет другие виды научных исследований. Ежегодно в большом объеме выделяются внутривузовские гранты на работу научных школ и семинаров.

На базе ДГУНХ с 1998 года проходит обучение слушателей по Президентской программе подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации. Слушатели проходят шестимесячное обучение в ДГУНХ, а потом  могут быть направлены на стажировку в страны Европы, США и Японии. Из 425 выпускников Программы 62 прошли эти зарубежные стажировки. Многие из выпускников программы организовали в Дагестане и других регионах успешный крупный бизнес (фирма «Жар», фирма «05-РУ», фабрика дверей «Новатор», группа компаний «Фирма АС», туристическое агентство «Интурбюро», компания «Денеб», ООО «Стеклопроект», строительная компания «Импексстрой» и т.д.). Независимые экспертизы качества и содержания образовательной деятельности, проводимые Федеральным ресурсным Центром, дали высокую оценку работы ДГУНХ в этой области.

В 2013 году на базе ДГУНХ была открыта и успешно функционирует единственная в республике Международная школа бизнеса, в которой уже прошли обучение более 100 крупных предпринимателей и бизнесменов.

ДГУНХ – один из немногих вузов России, в составе которых имеются структурные подразделения среднего профессионального образования: бизнес-колледж, инженерный колледж и профессиональный колледж, где идет подготовка по профессиям рабочих, служащих и специалистов среднего звена. За довольно короткий срок в этих структурных подразделениях приведена в порядок материально-техническая база, учебно-методическая оснащенность, организован надлежащим образом учебный процесс, набран контингент обучающихся и начата подготовка по профильным образовательным программам. В ДГУНХ не только сохранены прежние специальности, но и расширен перечень инженерных, технических, строительных и экономических программ.

Глобальная образовательная среда, в которую уже интегрировалась Россия с вхождением в Болонский процесс и ВТО, предусматривает академическую мобильность студентов и преподавателей. У ДГУНХ сложились хорошие деловые отношения с вузами США, Германии, Великобритании, Словакии, Чехии, Болгарии, Нидерландов, Бельгии, Украины, Белоруссии, Казахстана, Азербайджана, практическая реализация международных образовательных контактов осуществляется с вузами Германии, Словакии, Болгарии. Профессора вузов этих стран являются в ДГУНХ приглашенными профессорами, проходит чтение лекций и семинаров как в очном режиме, так и с использованием дистанционных технологий. Два немецких вуза дают возможность студентам ДГУНХ бесплатно обучаться у них (студент оплачивает только за проживание в общежитии, питание, пользование Интернетом и общественным транспортом) после языковой подготовки в объеме 600 часов на базе ДГУНХ и двухсеместрового курса немецкого языка на базе вуза в Германии. С начала 2014 года в ДГУНХ стали практиковать семестровые стажировки студентов в вузах Германии полностью за счет финансирования со стороны ДГУНХ в соответствие с программой международного студенческого обмена.

ДГУНХ постоянно контактирует и с ведущими российскими вузами – МГУ им. Ломоносова, Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Финансовый университет при Правительстве РФ, РГЭУ им. Плеханова, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Южный Федеральный университет, Пятигорский государственный лингвистический университет и т.д. Регулярно приглашаются профессора этих вузов на проведение в ДГУНХ мастер-классов и семинаров для профессорско-преподавательского состава, работники ДГУНХ направляются к ним на повышение квалификации, участвуют в совместных конференциях и семинарах. Такое тесное общение с ведущими вузами страны и мира позволят повышать качество научно-образовательной деятельности в региональном вузе.

В ДГУНХ действует внутренняя Академия качества образования, в рамках которой два раза в год по специальностям разных кафедр под руководством ведущих специалистов в своей области, специально приглашаемых из других городов России и из-за рубежа, проходят повышение квалификации научно-педагогические кадры университета, в год повышают свою квалификации боле 30% ППС.

С 2013 года ДГУНХ начал проходить процедуру мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования в соответствии с новым законодательством РФ в области образования и ежегодно подтверждает звание эффективного вуза. В мировом рейтинге вузов Webometrics на июль  2017 года ДГУНХ занимает 446 место из вузов Российской Федерации, мировой рейтинг – 13139 место из  вузов мира.

В 2014 г. доработана и утверждена программа развития ДГУНХ до 2025 года, которая позволит ДГУНХ стать настоящим научно-образовательным инновационным комплексом. Мы намерены внедрять все передовое в нашу деятельность в мировом и российском образовании. С учетом реалий жизни в эту программу развития будут вноситься коррективы. В планах строительство еще двух учебно - лабораторных корпусов, технопарка, Дворца спорта ДГУНХ. Есть интересные проекты по развитию науки, повышению качества образования студентов и квалификации преподавательского состава, по работе с молодежью. Планомерно идет работа по всем направлениям.

В России, и мире в целом, происходят большие изменения во всем, особенно, в образовании. ДГУНХ сегодня твердо встал на путь инновационного развития.  Коллектив университета убежден, что качество воспитания, образования и науки в ДГУНХ будет поступательно повышаться, вместе с другими образовательными организациями РД. Особый упор делается на работу с талантливой и одаренной молодежью, их достаточно, это будущее нашей Великой России и нашей республики. 


Сведения об образовательной организации